Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОДРИН ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
52, С. 464-471 опубликовано: 28 мая 2023г.


ОДРИН ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Николаевский собор (на заднем плане) и колокольня Одрино-Николаевского мон-ря. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в.
Николаевский собор (на заднем плане) и колокольня Одрино-Николаевского мон-ря. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в.

Николаевский собор (на заднем плане) и колокольня Одрино-Николаевского мон-ря. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в.

(Брянской епархии), расположен в с. Одрина Карачевского городского поселения Карачевского р-на Брянской обл.

Вопрос о времени основания обители и ее история до кон. XVII в.

В дореволюционной историографии основание обители традиционно относили к XIV в. (Краткое описание. 1895. С. 1-10; Карачевский Николаевский... 1910. С. 14-15; Булгаков. 1993. С. 1515; Житие и чудеса. 1994. С. 386). Эта дата базировалась на упоминании местечка Одрины в духовной грамоте (составлена ранее февр. 1433) вдовы серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича Храброго инокини Евпраксии (в миру кнг. Елена Ольгердовна). Однако упомянутое в грамоте местечко (ДДГ. № 28. С. 72) не могло быть связано с Карачевским у., т. к. было пожаловано Елене Ольгердовне ее мужем («что м бла(го)словил кнз(ь) мои»), тогда как Карачевское княжество с 90-х гг. XIII в. до 1400-х гг. находилось под контролем Литовского великого княжества.

Основание обители было связано с обретением в местных лесах иконы свт. Николая Чудотворца. Согласно древнему письменному сказанию, хранившемуся в О. Н. м. до 1917 г. (Красовский. 1872. С. 44-46; Карачевский Николаевский... 1910. С. 13-14), «явилася святая икона Чюдотворца Николая: на речке Одрине на древе сасне, Брянчене три брата радныхъ (севрюки) по явлению, взяв принесоша во градъ свой…». Севрюками называлось население Северской земли (по мнению Н. М. Багновской, в XIV-XVI вв.; см.: Багновская. 2002. С. 18-22); наиболее ранние сведения о севрюках в источниках относятся к кон. XV в. Следов., обретение иконы можно отнести к кон. XV-XVI в. В это же время в результате успешных русско-литов. войн произошел переход земель Карачевского княжества под контроль Русского гос-ва (закреплено Московским перемирием 1503 г.). Одновременно исследователями отмечалось, что О. Н. м. был основан как муж. пустынь, вероятно, в период епархиальной зависимости Брянщины от Смоленской кафедры (1515-1611) (Пясецкий. 2011. С. 57).

Т. о., наиболее вероятным временем возникновения обители является XVI в. Свое название пустынь получила от р. Одрины, притока р. Песочни, на берегу к-рой находилась ц. свт. Николая Чудотворца (Краткое описание. 1895. С. 3). Пустынь точно существовала в 1602 г., что следует из указа 1782 г. межевой конторы Курского наместничества карачевскому уездному землемеру подпоручику А. Бурнашёву, к-рому предписывалось «исполнить следующее: «Одринской пустыни, которая на плане под № 1, поелику споров от нея никуда производимо не было, к тому же она по писцовым книгам 1626 и 1627 и дозорным 1654 годов, писана и приурочена к речкам: Одрине, Песочни, от устья речки Ямской вверх Песочни по обоим берегам до верху и на обе стороны с упалыми реками до верховья речки Почаевки,- по силе конторской инструкции 4-й гл. 1 и 2 пункт утвердить межу по бывшему до 1602 года владению» (Красовский. 1872. С. 4-5).

Согласно Дозорной книге Карачевского у. 1614 г., ц. свт. Николая Чудотворца была к моменту ее составления приходской (Дозорная книга. 2004. С. 243). Г. И. Холмогоров отметил упоминания храма в 1628 г. («Великаго чудотворца Николы в селе Одрине положено дани 6 алтын с деньгою десятил. и заезду 2 алтына») и в 1693 г. («201 г. у сей церкви 2 двора поповых, двор дьячка, 18 помещичьих, 27 крестьянских, всего 48 дворов, церковной земли 20 чети сена 30 копен») (Холмогоров. 2010. С. 351).

Кон. XVII в.- 1924 г.

В 90-х гг. XVII в. дворяне Карачевского у. вынашивали идею о возрождении монастыря. Одним из главных фундаторов выступал думный дворянин С. П. Неплюев, движимый благодарностью за исцеление сына Георгия в 1676/77 г. В 1697 г., еще до офиц. восстановления обители, упоминается ее строитель старец Маркелл (Красовский. 1872. С. 6), у к-рого возникла тяжба со священниками приходской ц. свт. Николая Чудотворца с. Одрина. Мон-рь был восстановлен решением патриарха Московского и всея Руси Адриана от 21 апр. 1699 г. (Холмогоров. 2010. С. 351-352), тогда же, по всей видимости, было получено разрешение патриарха на строительство в обители храмов. Расцвет О. Н. м. в нач. XVIII в. связан с именем строителя (впосл. игумен) Варнавы (22 окт. 1705 - 24 сент. 1720), переведенного в обитель из Свенского Успенского монастыря. После освящения в О. Н. м. в 1710 г. соборной ц. во имя свт. Николая Чудотворца туда из одноименной приходской деревянной церкви (разобрана в 1760; см.: Красовский. 1872. С. 10. Примеч. 2, 3) был перенесен явленный образ свт. Николая. 24 сент. 1720 г. обитель была разорена разбойниками, при этом в результате пытки огнем погиб игум. Варнава.

В 1764 г. при введении штатов обитель была отнесена к заштатным мон-рям. Согласно решению митр. Московского Тимофея (Щербацкого) от 11 марта 1764 г., в О. Н. м. было переведено Карачевское духовное правление. В 1826 г. Синод приказал властям обители уступить для служб прихожанам с. Одрина надвратную монастырскую ц. во имя мч. Иоанна Воина, в 1840-1852 гг. в ней совершались приходские службы. В 1840 г., во время разразившегося в Орловской губ. голода, строитель Серапион (Пирожков) не только кормил приходивших в обитель бедняков, но и давал им деньги на одежду и обувь. В 1851-1852 гг. игум. Серапион устроил с разрешения Синода на монастырские средства в центре с. Одрина новую деревянную церковь, главный престол к-рой был освящен во имя свт. Николая Чудотворца, а придельный - во имя прп. Сергия Радонежского (Там же. С. 11. Примеч. 2, 3; Путевые заметки. 1895. № 5. С. 139).

В 1874 г. в О. Н. м. было открыто уч-ще для бесплатного обучения мальчиков из окрестных селений, в котором первоначально обучали по принятому в эти годы букварю; воспитанникам преподавали чтение по книгам церковной и гражданской печати; краткую Свящ. историю ВЗ и НЗ; они заучивали молитвы; им объясняли церковные службы; изучали краткий катехизис; занимались чистописанием и писанием под диктовку, им преподавались 1-я часть арифметики и работа на счетах, церковное пение (Орловские ЕВ. 1874. № 3. Отд. офиц. С. 110).

В 1920 г. начался процесс закрытия О. Н. м. С 1 сент. того же года на территории мон-ря была организована опытно-показательная школа на основе сельского хозяйства, «которая воспитывала не тунеядцев и паразитов прошлого, а активных членов трудового общества будущего»; на 1-й год состав школы определялся в 80 детей (ГАБО. Ф. 84. Оп. 1. Д. 780. Л. 24). На момент открытия школа насчитывала 43 воспитанника в возрасте от 4 до 14 лет из Карачевского у., а также из Калужской, Витебской и Гродненской губерний (Черникова. 1996. С. 40). 28 мая 1922 г. на территории О. Н. м. была размещена также команда полигона Западного фронта (Там же. С. 41), созданного ранее близ с. Одрина (Там же). Соседство с полигоном было очень опасным: там, зимой 1921/22 г. при производстве стрельб неразорвавшиеся снаряды с полигона не убирали, а дети и жители с. Одрина собирали стаканы от снарядов, снарядные головки и т. п., использовали их для изготовления ложек, ведер и гирь; 6 апр. 1922 г. при попытке разрядить головку 6-дюймового снаряда погибли трое воспитанников школы (Там же). Представители Карачевского уездного управления народного образования неоднократно обращались в Брянские губисполком и губвоенкомат с просьбой о переводе команды полигона в др. место, поскольку подобное соседство вносило «развращение среди детей 16-17 лет», подрывая воспитательную работу, а также наносило значительный вред урожаю, в связи с чем «мирного сожительства колонии с воинскими частями быть не может». Рассмотрение этого вопроса затянулось до 1925 г. 1 июня 1922 г. было зарегистрировано Об-во православного вероисповедания при ц. Одринской Николаевской общины (Там же). По решению Брянского губисполкома договор с об-вом был аннулирован 17 июня 1924 г. Постановлениями Президиума ВЦИК от 26 июня 1924 г. (ГАБО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 938. Л. 28) и Карачевского уездного исполкома от 28 июня 1924 г. (Там же. Ф. Р-526. Оп. 1. Д. 767. Л. 1) церкви мон-ря были закрыты, церковное имущество передано в Брянскую губ. фондовую комиссию (Там же. Л. 2-6).

Братия и настоятели

После удаления с должности строителя в 1702 г. иером. Маркелла эту должность занимали: иером. Питирим (1702-1703), иером. Игнатий (1703-1704), казначей иером. Пахомий (1704-1705). В 10-70-х гг. XVIII в. большинство настоятелей О. Н. м. имели сан игумена, с 1845 г. все настоятели получили этот сан либо сразу, когда занимали должность настоятеля, либо во время ее исполнения. Преемником игум. Варнавы стал игум. Макарий (1721-1728 или 1729). В 1729 г. наместником О. Н. м. значился иером. Иоасаф (с 1734 игумен), переведенный в 1738 г. в калужский Лаврентиев монастырь. В 1744 г. упоминается наместник обители иером. Питирим. Затем ею управлял игум. Иакинф (? - 17 июля 1748), более чем через 2 года был поставлен игум. Гавриил (22 нояб. 1750-1762), его сменили архим. Пахомий (1762 - 3 сент. 1763) и игум. Ювеналий (Воейков; 21 дек. 1763-1767), много сделавший для сохранения обители во время введения монастырских штатов (Пясецкий. 1894. № 24. С. 753-762).

Известны нек-рые из строителей О. Н. м. 2-й пол. XVIII - нач. XIX в., в т. ч. иеромонахи Арсений (упом. в 1770), Гаий (упом. в 1773), Вассиан (?-1777), Арсакий (1777 или 1777-1778), Иоанн (? - 1783), Иринарх (1783), Лаврентий (1783 - ?), Гедеон (исправляющий должность в 1801-1804), Дионисий (Цветаев; 1804), Амвросий (1805-1807), Иоанникий (1807-1810), Вассиан (1815-1819), Петр (1819-1821), Филарет (Ефесский; 1821-1834) (Строев. Списки. С. 918; Красовский. 1872. С. 28-34). Примерно с 1787 г. и до смерти в 1791 г. в О. Н. м. проживал на покое игум. Анастасий (Потёмкин), родной брат архиеп. Иова (Потёмкина) и родственник светлейшего кн. Г. А. Потёмкина-Таврического. В 1-й пол. XIX в. в обители подвизались иеромонахи Иринарх и Гавриил, а также юродивый Феодор Николаевич Бобарыкин (Боборыкин).

Важную роль в развитии мон-ря в XIX в. сыграл строитель (с 1845 игумен) Серапион (Пирожков; 1834-1857). Он был переведен в обитель из Белобережской брянской мужской пустыни, откуда привнес в О. Н. м. элементы Иерусалимского устава. В 1858-1860 гг. мон-рем управлял игум. Израиль, в 1861-1865 гг.- игум. Нифонт, в 1865-1871 гг.- иером. Антоний (с 1868 игумен). Большую роль в украшении О. Н. м. сыграл настоятель обители в 1871-1880 гг. иером. Иоасаф (Ульянов; с 1872 игумен, впосл. архимандрит). В 1880-1886 гг. мон-рем управлял игум. Макарий. Длительное время настоятелем был игум. Феодосий (Костюков; 1886 - не ранее 1917; с 1896 архимандрит), занимавшийся экономическим развитием мон-ря. В 1918-1921 гг. настоятелем обители был архим. Агапит (Борзаковский; впосл. архиепископ).

В 1750 г. братия обители насчитывала 15 чел. (Пясецкий. 1894. № 24. С. 754), в 1766 г.- 16 чел. (из них 9 заштатных; Там же. С. 767), к нач. 70-х гг. XIX в.- 65 чел. (в т. ч. 6 заштатных и 37 послушников) (Красовский. 1872. С. 26), в 1894 г.- 30 (в т. ч. 14 послушников) (Путевые заметки. 1895. № 4. С. 112), в 1900 г.- 77 (в т. ч. 59 послушников), в 1922 г.- 15 чел. (Черникова. 1996. С. 42).

Материальное обеспечение

Уже к нач. XVII в. Одринская пуст. имела земельные владения по берегам р. Песочни (см.: Дозорная книга. 2004. С. 243 (упом. «николский рубеж Ондринской»). С кон. XVII в. в числе вкладчиков и благотворителей мон-ря имена князей И. Ю. Трубецкого, Ф. Ф. Хотетовского и Ю. Ю. Барятинского, боярина Л. К. Нарышкина и др. записаны в заведенный строителем Маркеллом в 1700 г. монастырский синодик. Царь Петр I пожаловал О. Н. м. место для подворья в г. Карачеве: «1718 года июля 21 дня, по указу Великого государя царя Петра Алексеевича Карачевской провинции ландрат Егор Семенов Николаев приказал дать данную на порожнее место Николаевского монастыря Одриной пустыни игумену Варнаве с братию для приезда монахов и под часовню для сбора милостыни… Место с согласия градских жителей и всяких чинов людей ландратом изыскано и отмерено в вечное владение» (Глотов. 2014). На пожалованной земле на Казанской пл. в 1718 г. (Путевые заметки. 1895. С. 113) или в 1720 г. (Красовский. 1872. С. 26) построена каменная часовня, в к-рой еженедельно по пятницам служили акафист Иверской иконе Божией Матери (снесена в 1928 (Черникова. 1996. С. 45; ГАБО. Ф. 89. Оп. 1. Д. 435. Л. 530)). Близ часовни до 1764 г. мон-рю принадлежали 4 лавки, харчевня и «дворовое место» (Пясецкий. 1894. № 4. С. 768).

При О. Н. м. сложилась небольшая подмонастырская слободка, к-рая в 1714 г. насчитывала 14 душ муж. пола, в 1744 г.- 41 чел., из которых непосредственно при монастыре состояли 4 чел. (2 повара, скотник и человек «в кошах»). При слободке в 1744 г. имелось 300 копен сенных покосов на очищенной от леса земле. Крестьяне слободки поставляли в мон-рь 200 возов дров в год, а также хмель.

В 1782 г. во владение О. Н. м. отмежевано свыше 2254 га, однако вскоре в соответствии с проведенной в 1764 г. секуляризацией церковного имущества обители было оставлено во владение лишь 30 дес. (свыше 32,7 га; официально мон-рь введен во владение ими в 1797, план выдан в 1844). В 1787 г. местный помещик (по одним данным, Языков (см.: Красовский. 1872. С. 22. Примеч. 2), по другим - гр. Дмитриев-Мамонов (см.: Путевые заметки. 1895. № 4. С. 113)) подарил О. Н. м. в вечное владение 30 дес. земли. В 1842 г. имп. Николай I предоставил обители земельный участок в 18 дес. с пахотными и луговыми землями (Там же), имп. Александр II в 1865 г.- 75 дес. леса (Там же). В 1893 г. мон-рю было отведено дополнительно 75 дес. луговой земли. Также О. Н. м. принадлежали 100 дес. лесов и лугов в даче Поповка (ныне дер. Пасека Карачевского р-на) (Там же), где в 1892 г. была заведена пасека (Кизимова, Зубова. 1999. С. 135). К кон. XIX в. земельные владения О. Н. м. составляли ок. 328 дес. (свыше 358 га) земли. К 1895 г. О. Н. м. имел также 31 521 р. наличного капитала в процентных банковских бумагах (Путевые заметки. 1895. № 4. С. 113), основной доход обитель получала от крестных ходов с чудотворной иконой свт. Николая Чудотворца и от служения молебнов перед ней в различных населенных пунктах (Там же).

Архив

Архив О. Н. м. формировался с кон. XVII в., но был практически уничтожен в 1720 г. Впосл. включал указы Синода, епархиальных властей, описи обители. Нек-рые его материалы хранятся ныне в ГА Брянской обл. (Ф. 508).

Библиотека

Библиотека обители в нач. XX в. насчитывала 195 книг, в т. ч. рукописные (древнейшие относились к XVII в.) (Кизимова, Зубова. 1999. С. 135).

Святыни и достопримечательности

Главной святыней обители стал явленный в кон. XV-XVI в. чудотворный образ свт. Николая Чудотворца, с которым связано основание обители. С посл. трети XVII в. письменно фиксировались чудеса от этой иконы (излечение Г. С. Неплюева от водянки в 1676/77, свящ. Никифора Александрова в 1680 от 3-летнего расслабления, стольника А. С. Елагина в 1702 и др.). После освящения в 1710 г. соборного храма обители в 1713 г. указом царя Петра I был установлен ежегодный крестный ход в 1-й четверг после праздника Троицы (Пятидесятницы) из О. Н. м. в Карачев (Красовский. 1872. С. 47-48). По преданию, установление этого крестного хода было связано с избавлением жителей Карачева от моровой язвы в правление царя Алексея Михайловича (1645-1676) после принесения в город образа свт. Николая Чудотворца из О. Н. м. (Краткое описание. 1895. С. 40). В 1767 г. проведение крестного хода было подтверждено новым указом, специально было упомянуто о совершении должной встречи иконы (Житие и чудеса. 1994. С. 391-392). Во время эпидемии холеры 1848 г. в О. Н. м. «спасались и лечили одною только молитвой и, несмотря на многолюдное стечение народа и отсутствие всяких предохранительных мер, здесь не только никто не заболел, но и те, кои приходили сюда с признаками припадков этой ужасной болезни, возвращались домой здоровыми» (Краткое описание. 1895. С. 44). В XIX в. фиксировались и другие чудеса от образа свт. Николая Чудотворца (Красовский. 1872. С. 46-47). В апр. 1868 г. жиздринский купец 2-й гильдии Н. Ф. Желоховцев вложил в О. Н. м. ризу для образа свт. Николая Чудотворца (серебряная, чеканная по золоту, с драгоценными камнями в митре; в Евангелие ризы был вложен золотой ковчежец с частицей мощей святителя). В янв. 1891 г. было получено разрешение на проведение ежегодного крестного хода с образом свт. Николая Чудотворца в собор арх. Михаила в Карачеве 26 авг. (Житие и чудеса. 1994. С. 393-394). Этот крестный ход был установлен по случаю избавления от засухи в Карачевском у. в 1890 г.

В ночь на 12 окт. 1917 г. чудотворный образ свт. Николая Чудотворца был похищен (Святотатство. 1917), одновременно сорван и украден серебряный вызолоченный венец с украшениями с чудотворного образа Божией Матери «Утоли моя печали». Вероятно, вскоре образ свт. Николая Чудотворца был найден, т. к. после закрытия О. Н. м. в 1924 г., по сообщению зав. Брянским губ. музеем С. С. Деева, было предложено передать для хранения музею икону свт. Николая Чудотворца из О. Н. м. как чудотворную и имеющую большую историческую ценность (Черникова. 1996. С. 43).

Еще одной святыней О. Н. м. являлась чудотворная икона Божией Матери «Утоли мои печали» - домовая икона Н. Б. Самойлова, который в 1784 г. вложил ее в О. Н. м., где она находилась по крайней мере до 1924 г., а затем ее следы теряются.

Время появления в О. Н. м. чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных» неизвестно. До 40-х гг. XIX в. она находилась в деревянной часовне у зап. монастырских ворот. В 1843 или 1844 г., после зафиксированного случая излечения от припадков малолетнего Т. Почепина, икона получила известность в Карачевском у. В 1849 г. игум. Серапион торжественно перенес икону в соборный храм, «где от нее в избытке заструились благодатные потоки исцелений» (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 44. Л. 2 об.). По предписанию архиеп. Орловского и Севского Смарагда (Крыжановского) игум. Серапион составил описание явленных от образа «Споручница грешных» чудес. Одновременно игум. Серапион пригласил в обитель 4 художников, сделавших неск. списков с чудотворного образа. Согласно докладу еп. Димитрия (Градусова; впосл. архиепископ), подлинник иконы был «сожжен немцами при отступлении их близ г. Карачева» (ЖМП. 1944. № 3. С. 45).

В сев. стене Николаевского собора, над захоронением игум. Анастасия (Потёмкина), помещалась пожертвованная им обители Казанская икона Божией Матери, украшенная златокованой ризой и драгоценными камнями, с частицей мощей патриарха К-польского свт. Афанасия I.

В О. Н. м. хранился вклад патриарха Адриана - серебряная, вызолоченная под чернь тарелка, с надписью на краях титула жертвователя: «тарелка Великого Господина Святейшего Киръ-Адриана Архиепископа царствующего великаго Москвы и всея России и Северных стран Патриарха. Лета 7203 июня 27 дня. В ней весу 71 золотник» (Архив ИИМК РАН. Ф. Р-III. № 4368. Л. 11).

К 60-м гг. XVIII в. в церквах мон-ря находилось 4 напрестольных Евангелия, 7 напрестольных крестов, 2 ковчега (серебряный и оловянный), 4 серебряных потира, 34 ризы, 8 подризников, 26 епитрахилей, 13 диаконских стихарей (Пясецкий. 1871. С. 49).

В центре мон-ря располагался источник свт. Николая Чудотворца, по преданию забивший из-под земли после обретения образа святителя. В XIX в. над ним была устроена часовня с неск. иконами и железной печью (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 44. Л. 6).

В 70-х гг. XIX в., при перестройке собора и рытье рва под бут, был обнаружен хорошо сохранившийся, выдолбленный дубовый гроб с нетленным жен. телом. По благословению еп. Орловского Макария (Миролюбова; впосл. архиепископ) близ собора, с левой стороны зап. паперти, был изготовлен склеп, в к-рый было помещено не изменившееся, несмотря на 2-недельное пребывание на открытом воздухе и под дождем, нетленное тело рабы Божией девицы Анастасии (предположительно кнж. Барятинской).

Архитектурный ансамбль

Главным храмом обители являлся Николаевский собор. В 1703 г. было получено разрешение на его строительство, к 1710 г. оно было завершено, в дек. состоялось освящение главного престола, в преддверии которого, 1 дек., иером. Харалампий получил антиминс для него (Холмогоров. 2010. С. 381). С XVIII в. в соборе существовал придел во имя митр. Московского свт. Алексия. 20 июня 1755 г. собор пострадал от сильного пожара (РГИА. Ф. 796. Оп. 38. Д. 427. Л. 1), но вскоре был восстановлен. В 1765 г. в трапезную собора был перенесен из надвратной ц. во имя мч. Иоанна Воина престол во имя прп. Сергия Радонежского (Пясецкий. 1894. № 24. С. 764), в кон. XVIII в. там же устроен придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Во 2-й пол. XVIII или нач. XIX в. к трапезной собора была пристроена 2-ярусная колокольня. В 1815 г. собор был расписан на средства Рогозиной (Кизимова, Зубова. 1999. С. 125). В 1852 г. престол во имя прп. Сергия Радонежского был перенесен во вновь построенную приходскую ц. свт. Николая Чудотворца в с. Одрине.

К 60-м гг. XIX в. трапезная собора обветшала и была перестроена в 1867-1868 гг. Еп. Макарием в 1868 г. были освящены 2 престола: в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (11 сент.) и в честь иконы Божией Матери «Знамение» (12 сент.; престол перенесен из церкви, располагавшейся под колокольней) (Орловские ЕВ. 1868. № 20. Отд неофиц. С. 1559-1567). Одновременно с перестройкой трапезной было принято решение о перестройке и расширении самого собора, при этом в проекте была несколько изменена его ориентация (Гурьянов. 2005. С. 13). Работы начались с закладки стен нового собора 25 июля 1874 г. (Слово и Речь. 1874. С. 1104-1106). Ставший 5-главым собор по своему облику приблизился к «типовым» проектам К. А. Тона. Перестроенный собор был освящен в 1879 г. еп. Орловским Ювеналием (Карюковым) и имел 3 престола: главный - во имя свт. Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» и в честь Воздвижения Честного Креста Господня.

Первой каменной постройкой обители стал надвратный храм во имя мученика Иоанна Воина с приделом преподобного Сергия Радонежского (придел освящен в 1702; см.: Холмогоров. 2010. С. 381), который просуществовал, по всей видимости, до 2-й пол. XIX в. В 1765 г. престол был перенесен в теплый храм Николаевского собора (Пясецкий. 1894. № 24. С. 764). В 1852 г. игум. Серапион получил разрешение на перестройку храма (Зубова. 2002. С. 274-275), а в 1888-1889 гг., возможно, на месте этого храма были выстроены св. ворота (Путевые заметки. 1895. № 4. С. 111; Черникова. 1996. С. 44).

Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», возведенная в 1704-1707 гг., серьезно пострадала во время разорения обители в 1720 г. К нач. 60-х гг. XVIII в. тщанием игум. Гавриила она была перестроена, над ней сооружена колокольня с 7 колоколами и с «боевыми, росписной работы, ветхими часами» (Пясецкий. 1871. С. 49; Он же. 1894. № 24. С. 763). Однако уже к 1764 г. она имела «опасные разседины» (Он же. 1871. С. 49) и была отреставрирована при игум. Ювеналии (Воейкове). В 1868 г. престол в честь иконы Божией Матери «Знамение» перенесен в трапезную Николаевского собора, а в помещении храма устроены ризница и б-ка (Путевые заметки. 1895. № 4. С. 110). В 1898 г. на колокольню поднят колокол весом 368 пудов (свыше 6 т).

Дом игумена. 1860 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Karachev-city.ru
Дом игумена. 1860 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Karachev-city.ru

Дом игумена. 1860 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Karachev-city.ru

В марте 1851 г. Синод дал согласие на строительство в О. Н. м. храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» (при участии архит. Н. Т. Ефимова), которое было начато весной 1853 г. Однако в 1858 г., при завершении строительства, собор обрушился. 18 нояб. 1858 г. обер-прокурор гр. А. П. Толстой сообщил Синоду о том, что на его докладе об этом происшествии имп. Александру II «в 15 день сего ноября благоугодно было собственноручно написать: «Не делает честь строителю…»» (РГИА. Ф. 796. Оп. 159. Д. 2022. Л. 4-4 об.). Орловский губ. архит. И. П. Лутохин, обследовавший храм, пришел к выводу, что для возобновления собора необходимо изменение всего проекта, после чего от строительства решили отказаться.

У зап. монастырских ворот располагалась деревянная часовня, к-рая в 40-х гг. XIX в. возведена заново, а в 1889 г. перестроена в камне (Черникова. 1996. С. 45).

Вплоть до кон. 1-й четв. XIX в. все келейные корпуса и хозяйственные постройки обители были деревянными. В 1825 г. возведен 1-й этаж сохранившегося Дома игумена (Настоятельских келий). В совр. виде здание сформировалось к 1860 г., после постройки 2-го этажа (отремонтирован в 1887). Оно состоит из 2 корпусов, соединенных лестничной клеткой. Его парадный фасад украшает 4-колонный портик с 2-ярусными колоннами с мощными кубическими постаментами в обоих ярусах (СПАМИР. 1998. С. 268).

К кон. XIX в. на территории О. Н. м. также располагались: сохранившийся 2-этажный каменный братский корпус (1855-1856), в к-ром к 1894 г. были кельи, трапезная, кухня, хлебопекарня и просфорная, а также храм во имя святителей Московских Петра, Ионы и Алексия (освящен 25 июля 1874 еп. Макарием) (Слово и Речь. 1874. С. 1099-1104; Путевые заметки. 1895. С. 111); каменный корпус, где размещались квасоварня и ледник; 2-этажный корпус (1-й этаж каменный, 2-й - деревянный), в к-ром находились хлебный амбар, рухлядная, портняжная и сапожная мастерские; 7 деревянных флигелей с братскими кельями (Путевые заметки. 1895. № 4. С. 111).

Первоначальная ограда монастыря (кон. 90-х гг. XVII в.) была деревянной и неск. раз перестраивалась (в нач. XVIII в., в 20-х гг. XVIII в.). В 60-х гг. XVIII в. (начиная с 1762) сооружена каменная ограда (протяженностью 590 м). В посл. четв. XIX в. была возведена еще одна ограда (длиной ок. 1,37 км), окружавшая монастырскую сосновую рощу, братское кладбище, фруктовый сад, огороды и др.

За основной территорией мон-ря располагались гостиный (возник еще в нач. XVIII в., позднее неоднократно перестраивался), конный, постоялый дворы, маслобойня и прачечная, щепной двор, водяная мельница с 2 амбарами, ветряная мельница, рига с 2 сушильнями и др. В 1889 г. возведена каменная 2-этажная гостиница на 38 меблированных номеров (Там же). На 1916 г. на основной территории и в ближайших владениях мон-ря насчитывалось до 90 каменных и деревянных строений (включая навесы и сараи) (Черникова. 1996. С. 45).

Некрополь

Некрополь О. Н. м. был практически полностью уничтожен в 20-30-х гг. XX в. В Николаевском соборе, у левого придела, погребен игум. Анастасий (Потёмкин), за алтарем собора находилась семейная усыпальница Самойловых, где погребены Николай Борисович (1718-1791) и гр. Александр Николаевич (1744-1814) Самойловы.

При работах по расчистке фундамента Николаевского собора в заложенных в 2002 г. шурфах было вскрыто значительное количество погребений XVIII-XIX вв., часть к-рых заходила под фундамент, что позволяет датировать их временем до 2-й пол. 60-х гг. XIX в. (Гурьянов. 2005. С. 13). Кроме того, в ходе работ обнаружены погребения в склепах, совершённые у стен собора в 1703-1710 гг. (Там же).

1924-1994

После решений 17-28 июня 1924 г. Комиссия по ликвидации мон-ря взяла с монахов подписку, что в течение 2 недель они выселятся из бывш. обители и расположения детской колонии и больше не будут совершать на этой территории религ. обрядов. С осени 1924 г. имущество обители стали раздавать орг-циям, в т. ч. Брянскому губ. суду, РЛКСМ, учреждениям Карачева. В нояб. того же года из обители вывезли колокол весом ок. 5 пудов (81,9 кг) для каланчи Карачевской пожарной дружины. К кон. 1924 г. в детской колонии на территории мон-ря находилось 108 детей разного возраста. Губ. комиссия признала, что «внешний вид колонии безотрадный: пыль, грязь, свалка нечистот в помещениях колонии, спальнях - тоже грязь, свалка, нечистота. Врачебная помощь отсутствует, педагогическая работа чрезвычайно слаба» (Черникова. 1996. С. 43). В нач. 1925 г. колония была выведена с территории обители, в апр. того же года бывш. О. Н. м. покинул и военный полигон.

Осмотр зданий мон-ря выявил, что все они находятся в состоянии значительного разрушения, а некоторые «совершенно разрушены», к 1930 г. на территории бывш. обители насчитывалось всего 16 зданий (Там же. С. 44-45). В июле 1928 г. принято решение разобрать колокольню (разобрана в том же году) и Николаевский собор (разобран не был) для использования кирпича для оборудования культурно-просветительных учреждений, размещаемых на территории бывш. мон-ря. В апр. 1930 г. президиум Карачевского райисполкома просил разрешения президиума Брянского окружного исполкома на разбор собора в связи с тем, что средств для охраны строений, расположенных на территории бывш. О. Н. м., не имелось, а сами они «уничтожаются не только вследствие их расхищения, но и не в меньшей мере они поддаются влияниям атмосферных осадков»; кирпич должен был быть направлен «на строительные нужды колхозов и других стройорганизаций, что даст примерно средств около 20 000 рублей и за счет этой части реализованного имущества можно будет оставшиеся строения капитально восстановить с расчетом размещения в их зданиях школы Крестьянской молодежи, кроме имеющейся в районе Бошинской школы, каковая полностью не удовлетворяет запросов, в связи с растущей коллективизацией сельского хозяйства» (ГАБО. Ф. 89. Оп. 1. Д. 412. Т. 2. Л. 465). В мае часть кирпича было решено реализовать и использовать для строительства элеватора и расширения Дятьковской хрустальной фабрики.

Преследованию подверглась братия обители, в т. ч. в 1930 г.- еп. Агапит (Борзаковский) и 6 монахов бывш. О. Н. м.

Во время Великой Отечественной войны в братском корпусе О. Н. м. располагался штаб германских войск. В 1943 г. при освобождении Карачева в районе обители велись жестокие бои. Позднее в сохранившихся зданиях бывш. О. Н. м. располагались детская вспомогательная школа-интернат (закрыта в 1970) и средняя школа-восьмилетка. В 70-80-х гг. XX в. размещалась база отдыха Карачевской швейной фабрики, позднее - скотоводческая ферма, а к нач. 90-х гг. территория бывш. мон-ря превратилась в свалку.

С 1993 г. усилиями общины храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери г. Брянска во главе с игум. Никитой (Заиграйкиным; ныне архимандрит) велась работа по расчистке территории и сохранившихся построек - Игуменского дома и трапезной. На средства благотворителей игум. Никита приступил к благоустройству источника свт. Николая Чудотворца; в 1994 г. над источником возведена каменная сень, увенчанная куполом и крестом.

1994-2018

Сестринский корпус с храмом. 1856 г. Фотография. 2015 г. Фото: geocaching.su
Сестринский корпус с храмом. 1856 г. Фотография. 2015 г. Фото: geocaching.su

Сестринский корпус с храмом. 1856 г. Фотография. 2015 г. Фото: geocaching.su

В кон. 1994 г. архиеп. Брянский и Севский Мелхиседек (Лебедев) принял решение о возрождении О. Н. м. как жен. мон-ря. В дек. 1994 г. в брянской ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери просфорница Мария Васильевна Шагарова была пострижена в мантию с наречением имени Мариам. Архиеп. Мелхиседек вручил ей настоятельский крест и благословил приступить к возрождению О. Н. м. 2 марта 1995 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мон-рь официально стал действующим женским. В сохранившемся здании бывш. братского корпуса была восстановлена Трехсвятительская ц., устроены ризница, трапезная и кельи. Вновь открытой обители вернули ряд икон, находившихся в монастыре до закрытия, в т. ч. образ Христа Спасителя из Николаевского собора, сохраненный местными жителями, в 1996 г.- один из списков чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», написанных в 40-х гг. XIX в. В 2002 г. началось строительство деревянной ц. в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», к-рая освящена 4 июня 2004 г. еп. Брянским Феофилактом (Моисеевым). Первая литургия была совершена на престольный праздник - 11 июня 2004 г., в этот день из Карачева к О. Н. м. отправился крестный ход. Для нового храма брянскими иконописцами, проживающими в Оптиной пуст., была написана точная копия иконы Божией Матери «Споручница грешных», к-рую в ночь на 18 сент. 2004 г. доставили в обитель. Возведен новый 3-этажный сестринский корпус на 40 келий. В 2012 г. началось восстановление Николаевского собора на старом фундаменте.

22 окт. 2015 г. игуменией мон-ря назначена мон. Серафима (Якимчук) (Журнал № 85 заседания Свящ. Синода от 22 окт. 2015). 19 дек. 2015 г., в праздник свт. Николая Чудотворца, митр. Брянский и Севский Александр (Агриков) возвел мон. Серафиму в сан игумении. Игум. Мариам (Шагарова) в 2015-2018 гг., вплоть до своей кончины, являлась почетной настоятельницей обители.

Среди святынь обители - образ свт. Николая Чудотворца 1814 г., подаренный в 1996 г. архиеп. Мелхиседеком (4 янв. 1998 обновился, что было засвидетельствовано игуменией и сестрами мон-ря; позднее отреставрирован, в него вправлена частица мощей святителя); обретенная на месте сгоревшего дома Казанская икона Божией Матери; мощевик, содержащий частицы мощей более 30 св. угодников Божиих, подаренный обители схиархим. Серафимом (Мирчуком); напрестольное Евангелие в серебряном окладе, в 1943-1993 гг. хранившееся в Германии у пастора П. Штаха, нашедшего его в с. Одрине во время Великой Отечественной войны и переданное им в собор арх. Михаила в Карачев, откуда оно попало в О. Н. м.

Арх.: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 167. Л. 52; РГИА. Ф. 796. Оп. 60. Д. 20. Л. 2-3, 4, 9, 14, 26; Д. 467. Л. 1-1 об.; Оп. 61. Д. 186. Л. 1, 8-8 об., 11; Оп. 66. Д. 555. Л. 1-1 об., 2-3, 21; Оп. 128. Д. 1861. Л. 1-5 об.; Оп. 159. Д. 2022. Л. 4-4 об.; Ф. 799. Оп. 33. Д. 1237. Л. 42-63; Ф. 835. Оп. 1. Д. 571. Л. 1; Оп. 2. Д. 282. Л. 42; ГАБО. Ф. 84. Оп. 1. Д. 780. Л. 24; Д. 945. Л. 41, 51, 53; Д. 1784. Л. 53, 54; Ф. 85. Оп. 1. Д. 902. Ч. 1. Л. 96, 97; Д. 1839. Ч. 1. Л. 132; Ч. 2. Л. 268; Ф. 89. Оп. 1. Д. 412. Т. 2. Л. 164, 461, 465; Ф. Р-Т 526. Оп. 1. Д. 391, 767; Архив ИИМК РАН. Ф. Р-III. № 4368 (Метрика для получения верных сведений о древне-правосл. храмах Божиих, зданий и худож. предметов (Николаевский Одрин мон-рь). СПб., 1884).
Ист.: Поучение, произнесенное Преосв. Макарием [Миролюбовым], еп. Орловским и Севским, по освящении престола в честь Божия Матери Утоления печали в теплой трапезной ц. Карачевского Николаевского Одрина мон-ря, 11 сент. 1868 г. // Орловские ЕВ. 1868. № 20. Отд. неофиц. С. 1559-1564; Поучение, произнесенное Преосв. Макарием, еп. Орловским и Севским, по освящении престола в честь Знамения Божия Матери в теплой трапезной ц. Карачевского Николаевского Одрина мон-ря, 12 сент. 1868 г. // Там же. С. 1564-1567; Слово и Речь, произнесенные Преосв. Макарием, еп. Орловским и Севским, в Карачевском Николаевском Одрине мон-ре, 25 июля 1874 г. // Там же. 1874. № 17. Отд. неофиц. С. 1099-1106; Путевые заметки при обозрении Орловской епархии Преосв. Мисаилом [Крыловым], еп. Орловским и Севским, в 1894 г. // Там же. 1895. Отд. неофиц. № 4. С. 108-113; № 5. С. 139-140; ДДГ; Дозорная книга Карачевского у. 1614 г. // РД. 2004. Вып. 10. С. 223-271; Холмогоров Г. И. Мат-лы для истории церквей Брянского края (1628-1746 гг.). Брянск, 2010.
Лит.: Пясецкий Г. М. О Карачевском Духовном Правлении в период зависимости от Московской кафедры: VII. О Карачевском Одрине Николаевском мон-ре // Орловские ЕВ. Отд. неофиц. 1871. № 1. С. 48-50; он же. Преосв. Тихон [Якубовский], первый еп. Севский и Брянский, вик. Моск. епархии, и его время, 1764-1768 // Там же. 1894. № 18. С. 533-551; № 24. С. 747-769; он же. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. Орёл, 1899. С. 70-72, 102-107, 515-520; он же. История Брянской епархии с древнейших времен до 1820 г. Брянск, 2011; Красовский С., свящ. Краткий ист. очерк Одрино-Николаевского мон-ря и его святыни // Орловские ЕВ. 1872. Отд. неофиц. № 18. С. 1302-1321; № 20. С. 1416-1426; № 21. С. 1456-1471; № 22. С. 1506-1528 (отд. изд.: Орёл, 1872); Строев. Списки иерархов. Стб. 918-919; Пясецкий Г., Никольский В. Ист. очерки г. Карачева в полит. и церк. отношении // Тр. Орловской ученой комиссии. Орёл, 1889. Вып. 2. С. 3-39 (отд. изд.: Брянск, 2010); Краткое описание Одрино-Николаевского мон-ря. М., 1895; Одрино-Николаевский мон-рь // ЦВ. 1895. № 9. Приб. С. 338-343; Е. Н. Синодики Одрино-Николаевского мон-ря // Орловские ЕВ. 1901. № 49. Отд. неофиц. С. 2149-2160; Всеобщий иллюстр. путев. по мон-рям и св. местам Рос. империи и св. г. Афону / Сост.: А. А. Павловский. Н. Новг., 1907; Езерский П., диак. Обозрение Его преосвященством, Преосв. Митрофаном [Афонским], еп. Елецким, Троицкой пуст. // Орловские ЕВ. 1909. № 28. Отд. неофиц. С. 634-637; Карачевский Николаевский Одрин мон-рь. Орёл, 1910; Святотатство в Карачевском Одрином мон-ре // Орловские ЕВ. 1917. № 44/45. С. 412-413; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 2; Житие и чудеса св. Николая Чудотворца и слава его в России. СПб., 1994р; Православные рус. обители: Полн. иллюстр. описание всех правосл. рус. мон-рей в Рос. империи и на Афоне. СПб., 1994р; Черникова О. А. Разрушение Карачевского Одрино-Николаевского мон-ря (1920-1930 гг.) // Страницы истории Карачева. Брянск, 1996. С. 40-47; Моск. храм свт. Николая Чудотворца в Хамовниках и чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных» в нем пребывающая. М., 1998. С. 56-66; СПАМИР: Брянская обл. М., 1998. С. 267-269; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам святых обителей: Из истории мон-рей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999. С. 119-145; Одринский игум. Серапион и история прославленной иконы Пресв. Богородицы «Споручница грешных» // Правило веры. 2001. № 3 (Март); Павлова Г. Н. К истории с. Ильинское (Гр. Самойловы) // Тургеневский ежег., 2001 г. Орёл, 2002. С. 107-110; Багновская Н. М. Севрюки: население Северской земли в XIV-XVI вв. М., 2002; Зубова Е. М. Игумены Николо-Одринского мон-ря и их вклад в создание архит. ансамбля // Деснинские древности: Сб. мат-лов межгос. науч. конф. Брянск, 2002. Вып. 2. С. 272-278; Гурьянов В. Н. Современное состояние археол. изучения средневек. мон-рей Брянщины: Николо-Одринский мон-рь // Вопросы археологии, истории, культуры и природы В. Поочья: Мат-лы XI Всерос. науч. конф. Калуга, 2005. С. 11-14; Ашихмина Е. Н., Ливцов В. А. Орёл - Орловское Полесье: Путев. по экскурсионному маршруту. Орёл, 2007. С. 319-323; Передельский Л. Д. Карачев. Карачев, 2007; Краткая история Брянской епархии. Брянск, 2009; Глотов С. В. Романовы и Карачевский край // Православие и самодержавие в ист. судьбе России и Орловского края: Мат-лы науч.-практ. конф., 22 окт. 2013 г. Орёл, 2014. С. 120-125.
С. В. Глотов, прот. Вячеслав Мухитов, Е. Н. Скробова